Освящение поклонного креста на Веснинском кладбище

16 августа 2014 года, в окрестностях п. Степного (Искитимский район), Преосвященнейший Лука, Епископ Искитимский и Черепановский, в сослужении благочинного Центрального епархиального округа, иерея Сергия Гащенко и иеродиакона Спиридона (Бобошина), освятил поклонный крест на месте некогда существовавшего православного кладбища, на котором в течение 1746 – 1960 г.г. были похоронены многие сотни умерших жителей деревни Весниной, закрытой в годы правления Н.С.Хрущева. Была отслужена заупокойная лития. Поклонный крест на месте кладбища установлен впервые в истории Новосибирской Митрополии.

Инициатива по установки креста принадлежит почетному жителю Степного посёлка, ветерану труда России, члену Историко-краеведчского общества Искитимского района и г. Искитима Новосибирской области Валентине Павловне Лескиной, нашедшей горячую поддержку и содействие руководителя Информационно-издательского отдела Искитимской Епархии, благочинного Северного епархиального округа, протоиерея Игоря Затолокина.
Деятельное участие в проектировании, изготовлении, установке поклонного креста и памятного камня приняли: автор проекта «Поклонный крест д. Веснина» Евгений Александрович Пронин (поисково-исторический клуб «Наследие»), сотрудники Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии Александр Владимирович Власов и Виктор Андреевич Васильев, сотрудники МКП «ЖКХ Энергия» (п. Степной) Анатолий Александрович Калиновский, Сергей Серафимович Лопаткин и Николай Владимирович Плаксюк. Всем им были вручены благодарственные письма администрации Степного сельского совета.

«Чудны дела Господни!»

«Владимирская икона — первая национальная святыня Руси,

привезенная из Византии в середине XII столетия,

сравнительно редко воспроизводится в медном литье.

Владимирская икона известна как в самостоятельных отливках,

так и как средник в трехстворчатых складнях.

Известны отливки Владимирской иконы,

в которых глава Богоматери увенчана короной».

Священник Михаил Воробьев

Во время подготовки места для установки поклонного креста сотрудниками Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии и МКП «ЖКХ Энергия» была обретена трёхстворчатая икона-складень Пресвятой Богородицы «Владимирская» (XIX век, медное литье).

Кто и когда построил деревни Веснину и Нижнюю Веснину
Историческая справка

По сведениям историка Н.Ф.Емельянова, в 1659 году в Среднем Притомье (территория современной Кемеровской области) посадскими людьми Весниными и пашенным крестьянином Фатеем Весниным были построены две деревни Веснины. Одна из них зафиксирована в 1703 году составителями «Переписной книги Томского города», в ведомство которого тогда входили и земли Кемеровского Притомья. Но упомянутые деревни не имеют отношения к искитимским д.д. Весниным. Тем не менее, новоиспеченные новосибирские статистики, не являясь специалистами-историками, при публикации «Списка населенных мест Сибирского края» (Новосибирск. — 1928) перепутали кемеровские и искитимские Веснины и присвоили «д. Веснино (Лягушниково) на р. Мильтюш» дату упоминания кемеровских деревень в «Переписной книге Томского города», округлив, видимо, для удобства, 1703 год до 1700 года. Хорошо еще, что родоначальники советской статистики в Сибири не узнали год строительства кемеровских деревень (1659) и не перенесли его на искитимские селения.
Во время первой подушной переписи населения России («ревизии»), проведённой по Именному Указу Царя Петра Алексеевича в 1718 – 1719 г.г., в ведомстве Бердского острога ни одной деревни Весниной записано не было. А ведь переписчики внесли в «ревизию» не только все поселения, но и всех жителей. Но во вторую всероссийскую перепись, проводившуюся в течение 1744 – 1749 г.г., ревизоры («лейбгвардии Измайловского полку маэор Чернцов» и «Нижегородского пехотного полку подполковника Чемесова Сибирского гарнизона порутчик Андреев») в 1747 году обнаружили в Бердском ведомстве на р. Мильтюше д.д. Веснину и Нижнюю Веснину. Таким образом, эти два селения были основаны между 1720 и 1746 г.г.
Скорее всего, искитимские деревни Веснины были сооружены кем-то из потомков строителей одноимённых кемеровских поселений Весниных, проживавших в Кузнецком уезде и пришедших в бассейн р. Берди во второй четверти XVIII века. В первой половине XVIII столетия Веснины также проживали в ведомстве Чаусского острога (так, в 1735 году в одной из деревень Чаусского ведомства проживал Петр Веснин). Его территория (ныне — Колыванский район Новосибирской области) была одним из основных источников пополнения населения Бердского ведомства.
Строители и кемеровских, и искитимских деревень Весниных принадлежат к тюменскому роду русских землепроходцев Сибири Весниных (в 1663 – 1700 г.г.
в Тюмени служили сибирские конные казаки Яков Титов Веснин и его сын Василий). Его представители, как члены и других старинных сибирских родов, со временем вошли в различные сословия. В роду Весниных уже в XVII веке мы находим и посадских людей, и крестьян, и казаков. В списках Сибирского казачьего войска казаки Веснины значатся вплоть до начала XX столетия.

На снимках: Фоторепродукция трёхстворчатой иконы-складня Пресвятой Богородицы «Владимирская» (XIX век, медное литье); Памятный камень на месте кладбища; Фото на память (фотографии М.Д.Батыль);
Потомки строителей д.д. Весниной и Нижней Весниной: Иван Алексеевич Веснин (убит на германском фронте в 1944 г.); Его брат Андрей Алексеевич Веснин (справа); Сын первого из братьев, поэт из Степного посёлка Николай Иванович Веснин (фотографии из личного архива Н.И.Веснина).

А.И.Оборкин, член «Российского
общества историков-архивистов»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *