В различных информационных источниках появляются любопытные сообщения о том, что те или иные сёла Новосибирской области основаны в XV—XVII веках. Непрофессиональные историки-краеведы всё чаще заявляют, что история нашего региона и некоторых его поселений более давняя и богатая, чем принято считать.
Профессиональные исследователи между тем призывают своих коллег подходить к изучению прошлого родного края или конкретно взятого села столь же скрупулёзно, как и к истории страны. Об этом наш разговор с доктором исторических наук, профессором кафедры отечественной истории НГПУ Владимиром Зверевым.
— То в одном, то в другом селе Новосибирской области жители празднуют свои громкие юбилеи: 350, 400, а то и 500 (?!) лет со дня основания поселения. Заходя в местные музеи, посещая официальные сайты, постоянно наталкиваешься на информацию о том, что русские населённые пункты на территории нашей области существовали в начале XVII века или ещё ранее. Информация, якобы раскрывающая «истинные» даты основания сёл, зачастую публикуется и в местных СМИ.
— Ситуация с фальшивыми юбилеями в Новосибирской области уже приобрела поистине гротесковые формы, и научная общественность больше не может оставаться в стороне. Вообще-то замечательно, что стало появляться больше книг и статей на историко-краеведческие темы, ведь в области не так много поселений, где была бы известна и описана местная, локальная история. Хорошо и то, что в этом процессе участвуют краеведы-непрофессионалы: история малой Родины интересует всех думающих людей, и свой вклад в её изучение и пропаганду может внести каждый. Однако при изучении «малой» истории надо бы знать кое-какие азы из истории «большой» — общесибирской и общероссийской.
Да, после экспедиции Ермака очень быстро (с 1580-х по 1640-е годы) русские люди прошли всю Сибирь с запада на восток и вышли к берегам Тихого океана. Началось заселение и хозяйственное освоение зауральских земель россиянами. Но ведь в район, где они селились, до конца XVII века не входила наша малая Родина — территория Верхнего Приобья, Верхнего Прииртышья и верховьев Енисея! Россия на этот район претендовала, но не могла здесь прочно закрепиться: жизнь в кочевых степях контролировало воинственное Джунгарское ханство. Если здесь и были поселения, то это редкие городки и юрты тюрок-аборигенов.
Территория Новосибирской области, как и смежные местности Алтайского края, юга Омской области стала заселяться русскими людьми только в период ослабления и последующего распада Джунгарии — с первой половины XVIII века. И лишь очень немногие деревни возникли на Оби в 90-х годах XVII столетия, то есть примерно 320 лет назад, никак не раньше.
— В чём причина распространённости в последнее время не очень достоверных, а то и вовсе фантастических исторических представлений, в том числе об истории нашей малой Родины?
— Разные варианты псевдоистории действительно сейчас переживают золотой век. На телеканалах, в Интернете, в популярных печатных изданиях наше прошлое обустраивают инопланетяне и потомки атлантов, Александр Македонский идёт походом к Ледовитому океану, русские основывают Трою и Рим, Куликово поле оказывается подмосковным болотом… На таком фоне уже мало кого удивляют
россказни о тайных воротах в параллельные миры, расположенных по соседству, в Омской области (деревня Окунёво), о руке Чингисхана, захороненной под курганом в Караканском бору. И об основании первого во всей огромной Сибири русского села — Кирзы (Ордынский район) — в 1460 году, за 120 лет до похода Ермака.
А главная причина популярности малонаучных и вовсе антинаучных представлений, заполонивших историческое сознание россиян сегодня, я думаю, в дискредитации науки со стороны СМИ (наука поражена в статусе, заменяется донаучным и вненаучным знанием, суевериями всякого рода). И ещё — в общей деградации школьного и вузовского образования.
— Со стороны профессиональных историков не возникало желания как-то упорядочить этот возросший в последнее время интерес к местной истории, направить его в правильное русло?
— А что значит упорядочить? Слава богу, прошли те времена, когда всем нам предписывалось иметь «единственно правильные» представления о природе, обществе и человеке. Всегда есть институциональная история, которую пишут профессионалы (а они далеко не всё умеют или успевают описать), и история, которая формируется и развивается в живом обществе другими людьми. Непрофессионалами, горящими желанием иметь биографию своего «малого» социума — родительской семьи, любимой школы, родной деревни, собственное представление об исторической ретроспективе своей жизни. В том числе о том, кто из предков и когда появился в этих местах.
В 1995 году энтузиасты из числа профессионалов при минимальной поддержке областной власти, по существу, самостоятельно провели Первую Областную научно-практическую конференцию краеведов. Пригласили для совместной работы и местных краеведов, но их было немного. Сейчас региональные научно-практические конференции исторического профиля, съезды историков и краеведов проводятся под эгидой областного правительства. Администраторы понимают, что историки-краеведы — это люди, которые отчасти формируют умонастроение населения, поэтому правильно делают, что не пренебрегают этим институтом. Однако участие общественности «с мест» в таких собраниях чаще всего либо невелико, либо имеет пассивный характер. В нашей области, к сожалению, пока не решена задача создания полноценного сообщества краеведов: с тесным сотрудничеством представителей академической и вузовской науки, исследователей-любителей, с изданием своего журнала или альманаха, сайта в Интернете, с регулярными выступлениями специалистов в прессе по актуальным вопросам…
— Как часто вам приходится слышать от представителей подрастающего поколения какие-то ложные факты или утверждения из области местной истории, в частности — ложные даты основания сёл?
— Зачастую мы сталкиваемся со следующей ситуацией: идёт наш студент или выпускник исторического отделения в районный, сельский или школьный музей, видит там на почётном месте дату основания села — например, 1625 год. Естественно, возникает вопрос о её достоверности. Студент обращается к директору музея, который говорит, что имеется некое архивное доказательство. Но какое это архивное доказательство?! Показывают копию странички из старой книги. Рассказывают, что когда начали изучать историю села, сделали запрос в Государственный архив Новосибирской области, откуда им прислали эту выписку. Но ведь это не более чем ксерокопия страницы из первого тома «Списков населённых мест Сибирского края за 1926 год» [правильно – 1928 год]. Там действительно фигурирует дата основания того или иного села. И краеведы наивно считают эту ксерокопию архивным документом, который, по их убеждению, и доказывает, что их село было основано в 1625 или 1700 году.
Наивно, потому что в этом самом «Списке» даты основания старинных поселений основаны не на документальных доказательствах, а на расспросах старожилов работниками сельсоветов в 1925 году. По принципу: «Старики бают — пожалуй, что лет 300 уж прошло, как село наше появилось…». Все даты до XVIII века в этом списке фантастические, а большинство датировок XVIII–XIX столетий нуждаются в тщательной проверке, как минимум — в документальном обосновании.
Да, есть же ещё «Календари знаменательных и памятных дат по Новосибирский области», их ежегодно издаёт областная научная библиотека. Увы, и там три четверти дат тоже взяты из «Списка населённых мест» 1926 года.
Запрашивать в архиве Новосибирской области дату основания старожильческого села в нашем регионе не имеет смысла, поскольку в нашем архиве старинных документов немного: это замечательное архивное собрание составлялось в XX веке. Соответственно, запрос надо делать либо в Барнаул, который был центром Алтайского округа, куда раньше входила большая часть территории Новосибирской области, либо в Томск — бывший губернский центр. Ещё более ранние документы и вовсе нужно искать в Тобольске, бывшей столице всей Сибири, либо в столичных центрах — Москве и Санкт-Петербурге.
— Можете ли вы назвать примеры корректного, научно обоснованного отношения к далёкому прошлому родного села в работе местных краеведов?
— Есть замечательная трёхтомная «Ордынская хроника» Олега Лыкова — её автор квалифицированно пишет о том, при каких обстоятельствах в XVIII веке возникли первые населённые пункты Ордынского района. При этом он ссылается на исследования барнаульского историка Юрия Булыгина, у которого есть целая серия публикаций про сельские поселения на территории Алтая. А ведь Алтайский горный округ раньше охватывал и большую часть территории современной Новосибирской области. Булыгин, работая много лет в различных архивах, установил даты основания многих старых населённых пунктов. Читая или слушая Лыкова, ордынские жители могут получить правильное представление об исторической ретроспективе жизни своего локального сообщества. Узнать, что первое русское поселение на ордынской земле — деревня Нижнекаменка — было основано около 1705 года, что Кирза основана вовсе не в 1460-м, а примерно в 1724 году, Рогалёво — совсем не в 1577-м, а в 1781-м, Усть-Алеус — не в 1600-м, а на полтора века позже — в 1745 году и т.д.
Ранняя история нашего края квалифицированно описана в трудах не только Юрия Булыгина, есть замечательные книги и статьи Нины Миненко, Фаины Кузьминой (Кузнецовой), Дмитрия Резуна, Тамары Мамсик, Геннадия Ноздрина, и добросовестные краеведы обязательно должны с ними познакомиться.
Лишь очень немногие деревни возникли на Оби в 90-х годах XVII столетия, то есть примерно 320 лет назад, никак не раньше.
Напечатано: Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области. – Новосибирск. — 2012. – 19 октября. — № 53. – С. 26.